Справочник МАП

Роль и источники правового регулирования разрешительной системы

Одним из важнейших инструментов экономической политики любой страны, оказывающих прямое влияние на развитие международных перевозок пассажиров и грузов, служит разрешительная система, так как она направлена в первую очередь на защиту интересов автомобильных перевозчиков данной страны.

Разрешительная система дает возможность ограничивать в количественном отношении въезд иностранных транспортных средств на территорию государства, тем самым создавая предпосылки для увеличения или более равномерного участия перевозчиков своей страны в международных перевозках грузов на основе взаимной выгоды. В определенной мере это относится также и к сфере международных пассажирских перевозок.

Суть разрешительной системы состоит в том, что грузовые автотранспортные средства имеют право пересечения границы данной страны только при наличии разрешений.

К источникам правового регулирования разрешительной системы международных автоперевозок между Россией и другими странами относятся двусторонние межправительственные соглашения о международном автомобильном сообщении и многосторонние международные соглашения, а также внутреннее законодательство, включая Федеральный Закон Российской Федерации от 2 июля 1998 года № 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения".

В настоящее время между Россией и другими странами действуют около 50 двусторонних соглашений о международном автомобильном сообщении, в каждом из которых оговариваются вопросы, касающиеся разрешительной системы, в т.ч. порядок обмена и виды разрешений на перевозки пассажиров и грузов. Количество (контингенты) разрешений на перевозки пассажиров и грузов определяются ежегодно компетентными органами России и других стран. В соответствии с соглашениями такими компетентными органами являются министерства транспорта.

С июля 1997 года Россия стала полноправным членом Европейской Конференции министров транспорта, в рамках которой действует отдельная общеевропейская разрешительная система.