Виды экологических сборов и их учет в расходах
Экологический сбор за утилизацию других видов товаров и упаковки
Это еще один новый обязательный сбор. Его плательщиками являются производители и импортеры товаров, которые не обеспечивают утилизацию отходов от их использования (п. 7 ст. 24.2 и п. 2 ст. 24.5 Закона N 89-ФЗ). Перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержден распоряжением Правительства РФ от 24.09.15 N 1886-р.
Планировалось, что впервые экологический сбор нужно будет уплатить за 9 месяцев 2015 года (п. 2 ст. 23 Федерального закона от 29.12.14 N 458-ФЗ). Но на 2015 год Правительство РФ установило нулевые нормативы утилизации отходов от использования товаров. Это означает, что за 2015 год экологический сбор платить не нужно (разъяснения Минприроды России без номера и даты, размещены на сайте этого ведомства www.mnr.gov.ru 20 октября 2015 года). Возможно, обязанность по уплате сбора появится с 2016 года.
Минфин России подтвердил, что экологический сбор не является налоговым платежом. Он отличается от сборов, установленных налоговым законодательством (письмо от 13.04.15 N 03-02-07/1/20823).
Ведомство не уточнило, как отражать экологический сбор в налоговом учете. Но этот сбор аналогичен утилизационному. Оба сбора введены одним нормативным актом - Законом N 89-ФЗ.
Автопроизводители включают утилизационный сбор в прочие расходы (письма Минфина России от 29.08.14 N 03-03-06/1/43346, от 11.04.14 N 03-03-06/1/16575 и от 12.03.14 N 03-03-10/10650). Эту же логику можно распространить на учет экологического сбора.
Плата за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, но лишь в пределах нормативов
В налоговом учете платежи за предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ относятся к материальным расходам (подп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ и письмо Минфина России от 20.01.09 N 03-03-06/2/6). Организация признает их на дату начисления платежа (подп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ).
Плата за сверхнормативные выбросы в налоговые расходы не включается (п. 4 ст. 270 НК РФ). Но организациям устанавливаются не только нормативы допустимых выбросов, а еще и лимиты (ст. 1 Федерального закона от 10.01.02 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
Лимиты на выбросы устанавливают тем компаниям, которые не в состоянии придерживаться допустимого уровня загрязнения. Но предпринимают меры для поэтапного снижения выбросов до этого уровня (п. 3 ст. 23 Федерального закона от 10.01.02 N 7-ФЗ).
Минфин России считает, что плату за выбросы сверх допустимых нормативов, но в пределах лимитов нельзя включать в расходы (письма от 01.12.05 N 03-03-04/403 и от 03.12.04 N 03-03-01-04/1/169). Такие выбросы являются сверхнормативными. Хотя и находятся в пределах лимитов.